Инсценировка песни. Инсценированная песня в студии вокала, в школе, детском саду, в детском лагере

Инсценировка песни – это веселое и интересное занятие для детей! Поэтому инсценированная песня отлично подходит, как форма работы, для студии вокала, а также для школы, детского сада или детского лагеря. Инсценировать песни можно везде, когда надо занять детей увлекательным и полезным делом.

Для меня лично, как для музыкального педагога, инсценировка песни – любимый формат любого музыкального мероприятия, организованного для детей. Но особенность именно моей работы — это  подготовка и проведение музыкально-театрализованных проектов и конкурсов. Более подробно о них пойдёт речь ниже.  И как раз в таких мероприятиях не обойтись  без инсценировки и театрализации песенного материала.

Инсценировка песни

Одной из особенностей Школы Развития Талантов и студии «Семь нот», руководителем которой я работаю уже 15 лет, является интегрированный подход к исполнению любого концертного номера.

Что означает понятие «интегрированный подход»?

Это вокальное исполнение, хореография, сценическое движение, костюм, создание определённого образа через мимику, жесты. Все это как раз и есть основные элементы инсценированной песни.

Потому что детям очень интересно и увлекательно не просто разучивать песню, а превращать её исполнение в игру и театрализованное действо.

В нашей студии регулярно проводятся различные вокальные проекты. Один из них — «Музыкальный калейдоскоп».  И я хочу поделиться опытом, как такие проекты можно реализовать не только в студиях вокала, но и в школах, детских садах, детских лагерях и в других детских коллективах.

Основная идея проекта – раскрыть творческий потенциал учащегося. А также дать возможность детям приобрести опыт участия в коллективном творческом деле.

Суть проекта заключается в том, что участнику конкурса предлагается исполнить две или три инсценированные песни различной тематики.

На серьезную подготовку такого проекта мы отводим 2 месяца. В этот период проводим занятия по вокалу и хореографии, репетиции с микрофоном.

Конечно, можно подготовить проект и быстрее, если время, например, в лагере, ограничено.

Тематика проектов может быть разной. Это может быть спорт, времена года, герои сказок и т.д.

Я назову несколько тем из наших проектов из категории «Инсценировка песни»:

«Любимые комедии»
«Русская мозаика»
«В стране кукол»
«Зима-красавица»
«Настоящая принцесса»
«Моя семья»
«Дела сердечные»

«Наследники Победы»

 

Инсценированная песня

Подводя итоги участия детей в этих проектах, можно отметить следующие результаты, которые имеют не только образовательное значение, но и воспитательное:

  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка
  • Приобретение сценического опыта
  • Эмоциональное раскрепощение
  • Более осмысленное отношение к содержанию исполняемой песни
  • Развитие сценической культуры

Дети с большим удовольствием участвуют в такой работе. Дополнительно инсценировка песни даёт мощный толчок в развитии у ребёнка адекватной самооценки, уверенности в себе, мотивации в приобретении новых навыков, желании развиваться дальше.

Сценарии, положение, а также пошаговые методические рекомендации по разработке таких проектов смотрите в разделе Методическая копилка.

Какие же бывают жанры и виды инсценированной песни?

Здесь нет чётких рекомендаций и номинаций. Всё зависит от фантазии руководителя и исполняемой песни.

Но основные жанры – это всё же те, которые встречаются в любом вокальном конкурсе.

1. Инсценированная песня в жанре сольного пения

Если задумана инсценировка песни в жанре сольного пения, то, как правило, используется образ какого-то персонажа, героя книги, сказки, кино, мультфильма.

Инсценированная песня в жанре сольного пения

В этом случае вся нагрузка лежит на самом исполнителе-солисте.

То есть, кроме самого исполнения песни, он должен «сыграть» определённый характер персонажа, продумать сценическое движение, вставить хореографические элементы в свой номер.

Кроме этого, обязателен костюм используемого в инсценировке песни персонажа, причёска, аксессуары, дополнительные атрибуты или декорации.

2. Инсценировка песни в жанре вокального дуэта

Дуэт должен быть оправдан содержанием песни, нести примерно равную нагрузку на каждого певца.

Конечно, обязательным элементом дуэта является взаимодействие исполнителей друг с другом и двухголосное исполнение, хотя бы эпизодическое (возраст от 10 лет)

Пример инсценированной песни «Мальчишкины мечты» в исполнении дуэта мальчиков из нашей вокальной студии – вот в этом видео.

3. Инсценированная песня в исполнении вокального ансамбля

Здесь те же критерии, что и в дуэте, но взаимодействие распределяется на всех участников ансамбля.

Сложность ансамблевого исполнения инсценированной песни — в озвучивании. Чтобы дети свободно двигались по сцене, а инсценировка песни без этого невозможна, необходимо большее количество микрофонов или использование гарнитур.

Сценарии с комплектами песен и минусовок для ансамблевого исполнения можно найти здесь  и здесь

4. Инсценировка песни как коллективное творческое дело

В этом формате проекта число участников от 2 и до 30 (весь класс). При этом петь могут не все участники проекта. Кто-то исполняет вокальные партии, а другие участники задействованы именно в инсценировке.

В этом случае также важна слаженность коллектива.

5. Вокально-хореографическая композиция

В этом жанре может быть несколько исполнителей, но номер украшен хореографической постановкой. Это уже более сложный вид песенной инсценировки.

Элементы хореографии в вокально-хореографической композиции несёт основной замысел инсценировки, помогая раскрыть содержание песни.

6. Литературно-музыкальная композиция

Это тоже инсценированная песня. Точнее, несколько песен, объединенные одной идеей.

В литературно-музыкальной композиции в сценарий добавляются стихи или прозаические тексты той же тематики, связывающие несколько песен или отрывков в единую композицию.

Основные этапы работы над инсценированной песней

 

Выбор произведения

Выбор произведения для инсценировки песни, в первую очередь, зависит от тематики. Например, военно-патриотическая тема и тема светлого детства очень различаются и обязывают выбирать для инсценировки разные песни.

Также выбор зависит от возможностей исполнителей, которых вы можете задействовать в проекте, и возможности раскрыть содержание песни с помощью инсценировки.

Если все эти 3 момента присутствуют, следующая задача — заинтересовать детей выбранным произведением.

Эту задачу легче решить, если включить детей в активную деятельность. Можно дать задание разным ученикам собрать материал об истории создания песни, об исполнителе или композиторе.

Чтобы заинтересовать детей песней, обязательно послушайте с ними эту песню в хорошем исполнении.

Всегда хорошо работает возможность сделать выбор. Поэтому можно предложить потенциальным исполнителям несколько вариантов, из которых они сами могут выбрать понравившееся произведение.

Выбор исполнителей, жанра, придумывание композиции

Далее нужно выбрать исполнителей и жанр инсценировки в зависимости от способностей учащихся, выбранной песни и возможностей практической реализации выбранного сценария.

инсценировка песни

Если это вокально-хореографическая композиция, то обязательны занятия с хореографом.

Естественно, если у вас нет возможности привлечь к проекту хореографа, то реализовать инсценировку песни в жанре вокально-хореографической композиции будет затруднительно.

Вокальная работа

Работа с солистом

Основные требования к сольному исполнению – чистое интонирование, хорошая дикция. Для исполнения песен патриотического содержания желательна тембральная окраска голоса – сила голоса, его звонкость и хороший диапазон.

Для правильного голосоведения хорошим упражнением является пропевание песни на слоги. Если характер песни динамичный – то используется слог «да», если спокойный, лирический – то слог «лю».

Для тренировки более продолжительного выдоха мне нравится стихотворение С.Маршака «Дом, который построил Джек».

Дуэт

Для проекта по инсценировке песни желательно подбирать одинаковые по силе голоса. Либо нужно корректировать голоса с помощью микрофона – ближе-дальше.

Работа над двухголосьем

Для упражнений я применяю народные двухголосные попевки в терцию «Как пошли наши подружки», «Во кузнице» «А я по лугу» и другие.

Важно, чтобы дети уловили принцип двухголосного звучания. И тогда через некоторое время они сами начнут подбирать в песнях второй голос.

Также нужно работать над двухголосьем и в ансамбле. В вокальной группе к микрофону нужно ставить тех исполнителей, которые держат партию.

В ансамблевом исполнении важна работа над окончанием фразы. Для этого мы считаем доли и договариваемся, сколько долей тянется последний звук фразы. Чтобы дети лучше запомнили, можно поиграть в «дирижёра», когда ребёнок-«дирижёр» показывает всем снятие.

Работа над песней должна включать в себя выстраивание формы. То есть, дети должны понимать, как развивается музыкальная фраза, где кульминация, чем будет отличаться каждый куплет (динамика) и т.д.

Также детей нужно познакомить с различными видами атак звука.

Обязательно добавляйте в исполнение песни нужные эмоции. На репетициях подробно разбирайте, насколько получается у детей эмоциональное исполнение.

Хвалите наиболее эмоциональных ребят. А остальным рекомендуйте брать с них пример.

О работе с вокалистами на разных этапах инсценирования песни более подробно прочитайте в мини-книге «Как победить в вокальном конкурсе». Скачайте эту книгу на моем сайте в разделе.

Работа над инсценированной песней – это полезное во всех отношениях и интересное занятие. Причем, оно интересно и полезно как для детей, так и для взрослых. Дополнительно совместная деятельность в проекте объединяет детей в группе общими интересами. А также сближает детей и взрослых-педагогов, участвующих в процессе инсценирования песни.

Сейчас для инсценировки песни можно черпать море идей из интернета. Безусловно, нужно помнить об авторских правах. Но в творчестве, в том числе в музыке и в вокальном искусстве есть важное преимущество, что точно скопировать что-то невозможно.

Даже если вы что-то попытаетесь скопировать, у вас все равно получится совершенно новое произведение. Всё равно ваши дети привнесут в номер столько своего, нового, что первоначальный материал, послуживший идеей, станет неузнаваемым.

Но, в принципе, хорошие образцы не только можно, но и нужно копировать. И это замечательно, если есть такая возможность. Потому что хорошие образцы развивают хороший вкус, формируют правильные навыки, развивают ребенка.

Я хочу пожелать нам всем терпения, творческого вдохновения, и талантливых учеников!
Полезные ссылки от меня:

Мини-книга «Как победить в вокальном конкурсе»

Диск «Милая мама моя»

Про то, как инсценировка песни, инсценированная песня в разных жанрах может использоваться в студии вокала, в школе, детском саду, в детском лагере или в любом другом детском коллективе, вам рассказала детский педагог по вокальному мастерству Наталия Погорелова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх